Ковалева Ольга Андреевна

Ковалёва Ольга АндреевнаО себе

Воронцова Ирина Николаевна

Воронцова Ирина НиколаевнаО себе

Как организовать логопедические занятия дома?

Вам понадобится:

  1. Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений;
  2. “Лото” различной тематики (зоологическое, биологическое, “посуда” и т. д.);
  3. Муляжи фруктов, овощей и т. д.;
  4. Разрезанные картинки из двух и более частей, кубики.

Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность — игра, то занятия должны строиться по правилам игры.Можно “отправиться в путешествие” в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом. Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

Ежедневно проводятся:

  • Игры на развитие мелкой моторики;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;
  • Игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Начнем с вас!

Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть “подтянуть” ребенка до 1 сентября. А ведь, когда ребенок молчал в 2,5 года — одни говорили: “Он все понимает, только ленится”, или “Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил”. Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.

Другие родители, напротив, много прочитав, ищут выход из ситуации и удивляются: “Я все делал, как рекомендуется: не сюсюкал, говорил полными словами, много читал, ставил для прослушивания аудиокассеты”. Но это не принесло желаемого результата: ведь они нагружали ребенка непосильной работой. А ребенок нуждается в строго дозированных занятиях, его нельзя перегружать.

Артикуляционный аппарат.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, “перекатывать” его из одной щеки в другую.

Наглядность.

Озвучивайте любую ситуацию — но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Говорите четко.

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

Говорите по-разному.

Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. “БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА”. Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды. Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Хорошее настроение.

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

В основе речи — стремление к общению.

Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания — поэтому ему необходимо слышать себя.

Учите в игре.

Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

Расширяйте словарь малыша.

Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова — это пассивный словарь, говорит — это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках и, конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: “Где стол? Где часы?” и т. д. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса — крыша, нос — нож).

Читайте.

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи.

Обратите внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва “помогать” одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Только вы!

Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично.О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста.Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так “без костей”.

Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас. При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения.Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями.Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.Выучите и повторяйте с ребенком специальные стихи.

Например:

  • Не стучите в эти двери,
  • Спят уже, наверно, звери.
  • Если будете стучать —
  • Звери могут зарычать —
  • Р-р-р-р-р-р-р…Из кустов кричит Марина:
  • “Здесь в лесочке есть малина!”
  • И сестренка ее Лада
  • Урожаю очень рада.С — протяжный
  • Ц — короткий
  • С — свистящий, настоящий
  • Ц — какой-то весь цедящий
  • С — протяжный
  • Ц — взрывной
  • Ты не путай их, друг мой.

Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов поможет превратить упражнения в увлекательную игру. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится.

Развитие речи у детей дошкольного возраста

Не все дети к моменту поступления в школу умеют связно передавать свои мысли. Научиться этому самостоятельно достаточно трудно, в этом нелегком деле — развитии речи детей дошкольного возраста — им должны помочь взрослые. Не все дети в одинаковой степени быстро овладевают речевой наукой. У многих случаются сбои в запоминании, правильном произношении, а позднее — написании каких-либо звуков, букв. Не стоит паниковать, если вы обнаружили у своего ребенка подобное отклонение. В этом нет ничего трагического, и все же ваше внимание потребуется здесь однозначно. Педагоги настаивают на своевременном устранении обнаруженных отклонений, в противном случае они могут повлечь за собой задержку умственного развития ребенка.

Не следует совершать распространенную родительскую ошибку, когда взрослые, умиленные лепетом малыша, подстраиваются под его произношение, коверкают звуки и слова. Наоборот, следует тщательно проговаривать все слова, беседуя даже с маленьким ребенком: ведь он учится своим первым словам именно у вас, и если он начнет картавить или шепелявить — виноватыми в этом окажутся родители, «сюсюкающие» с 2–3-летним малышом.

Развитие речи у детей 4–5 лет имеет свои особенности. Обычно в этом возрасте мы слышим уже не младенческий лепет, а довольно осознанную детскую речь. Запас слов ребенка уже достаточно велик для того, чтобы он мог строить правильные фразы, рассуждать на отвлеченные темы. Теперь уже беседа с ребенком не ограничивается тем, что он видит возле себя, его интересуют самые разные темы, на которые ребенок стремится поговорить со взрослыми и сверстниками. Но бывает и так, что из-за недостаточного развития речи детей дошкольного возраста им тяжело донести до взрослого свою мысль, рассказать о каком-либо событии.

Запоминая новые слова, пополняя свой словарный запас, ребенок 4–5 лет стремится осознать связь, существующую между предметом и сочетанием звуков, которые этот предмет обозначают. Так появляется интерес к лексической стороне человеческой речи. Нередко малыш пытается сам придумать новые слова, заменяя такими «придумками» общепринятые обозначения: например, вместо «вертолет» говорит «винтолет» или «ветролет», вместо «пластилин» — «лепин», вместо «лопатка» — «копатка».

Обращая внимание на развитие речи детей дошкольного возраста, взрослые начинают замечать, что ребенок все чаще отвечает на вопросы развернутыми предложениями, употребляет наречия и причастия, осознанно включает в свою речь прилагательные, пользуется множественным числом при произношении глаголов и существительных.

Для развития речи у детей в этом возрасте характерно проявление интереса к звуковой стороне каждого слова. Дети пытаются изменять знакомые слова, пользуясь уже имеющимся опытом с другими словами. Правда, чаще всего такие попытки заканчиваются неудачей, дошкольники допускают ошибки: «много окнов», «ручков» (по аналогии с другим известным им существительным: «дом» — «домов»), «там висят польты», «мы с папой были в кине» (они еще не знают, что слова «пальто» и «кино» не склоняются).

Ребенок — дошкольник  не всегда умеет связно и понятно рассказать о каких-то событиях, своих переживаниях, мыслях, чувствах. Для развития речи у детей 4–5 лет характерна ситуативная окраска рассказа. Ребенок, захлебываясь от переполняющих его эмоций, рассказывает простыми распространенными предложениями о том, что он видел сегодня в садике, при этом понять смысл его рассказа часто бывает затруднительно. Взрослым приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы как-то сориентироваться в массе сведений. Монолог ребенка пока еще понятен только ему самому. В этом возрасте еще довольно сложно описать своими словами содержание картинки, чаще всего дети при взгляде на нее лишь называют изображенные на картинке предметы, людей, животных, сопровождая краткими пояснениями: «Котик спит», «Цыпленок бежит», «Мальчик одевается» и т. д. Практически все дети в возрасте 4–5 лет обладают феноменальной памятью. Взрослые часто удивляются, как ребенок умудряется запомнить довольно длинную сказку уже после второго или третьего прочтения, и даже поправляет взрослого, который, пытаясь «облегчить себе жизнь», сокращает сказку и пропускает некоторые слова.

Совершенствуется и произношение ребенка. Даже если еще недавно малыш затруднялся произнести некоторые звуки, такие как «с», «з», обычно к 5 годам все эти трудности остаются позади. Почти все дети уже правильно выговаривают сложные звуки «ы», «х», «э». Правда, шипящие еще остаются для многих «пятилеток» непреодолимым барьером, вместо коварных «ш», «ж», «ч», «щ» им приходится произносить «с», «з» («сётка» вместо «щётка»).

Довольно часто в одной детсадовской группе находятся дети, которым свойственны значительные отличия в степени овладения речью. Если некоторые дошкольники в 4–5 лет уже свободно владеют практически всеми звуками и умеют правильно выстраивать фразы, то другие дети такого же возраста затрудняются в произношении чуть ли не половины алфавита, общаются только при помощи односложных предложений. Обязанность воспитателя — уделять «отстающим» детям больше внимания, указать на особенности развития речи детей дошкольного возраста их родителям и вместе с ними найти пути решения проблемы.